Русский язык

Карточка 1
1. Что такое имя прилагательное?
2. Что оно обозначает?
3. На какие вопросы отвечает?
4. С какой частью речи связано?
5. Как изменяется? Заполни схему:

Прилагательное
__________________________ число _________________________________-число
____________________________ _________________________________________
(вопросы) (вопросы)

_____род ____ род _____род
________________________ __________________________________
(окончания) (окончания)

6. Член предложения?

Карточка 2
Прочитай. Выпиши словосочетания прилагательных с существительными в две группы в зависимости от их числа.
Ясным утром.
Ясным утром в последних числах мая мы с другом бродили по лесу и смотрели кругом с удивлением. Сочетание яркого солнечного света и зелёных теней украшало ивы и осинки. Взглянув на полянку, поняли, что весеннюю свежесть, пожалуй, нельзя выразить лучше. чем это сделали золотые одуванчики, которые рассыпались на зелёной траве. Запах рябины был особенный, медовый. Мы любовались молодыми побегами на соснах. Мой друг бережно пригнул ветку с золотыми свечками, и они засверкали в солнечном луче. (По В. Баркову)

Карточка 3
Раздели данные окончания на три группы: -ый, -ий, -ая, -ое, -ее, -яя.
Подбери и запиши в столбики по три слова с окончаниями каждой группы.

Карточка 4

с. 43 упр. 361.
Укажи падеж всех имён прилагательных.



 Проверочная работа по теме "Множественное число имён существительных"
1.      Какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению? Заполните таблицу, приведите примеры.
Примеры
1 скл.








2 скл.








3 скл.









2.      Существительное  в единственном числе обозначает _________________________________.
Существительное во множественном числе обозначает __________________________________.
3.      Какие окончания имеют существительные во множественном числе?
______________________

4.      Запишите слова в две группы в зависимости от их числа:
колос, пенёк, поля, ранение, дожди, письмо, следы, молва, грибы, моряк, пчела, плоды, бедняки, гора.
Ед. ч.
Мн. ч.















5.      Подчеркни имена существительные, которые не употребляются в единственном числе:
ворота, сливки, листья, стволы, подруги, джунгли, дожди, каникулы, птицы, шахматы.
6.      И.п.     рассказы,                          моря
Р.п._________________, _____________________
Д.п. ________________, _____________________
В.п. ________________, _____________________
Т.п. ________________, ____________________
П.п. ________________, ____________________
      7. Как отличить существительное в именительном падеже множественного числа от существительного в винительном падеже единственного числа?________________________
____________________________________________________________________________
8.Вставьте пропущенные окончания, определите падеж имён существительных
Занимался в библиотек….,подошёл к библиотек…, прошёл мимо библиотек…, пользовался библиотек…. находился в дорог…, шёл без дорог…, возвратился к дорог…
Лодочник взялся за вёсла. Вёсла опускались и поднимались без плеска. облака закрыли солнце. Солнце зашло за облака.

Окончания имён существительных. Карточки.

К-1
К-2
К-3
к долин__
от деревн__
на шапк__
о пшениц__
в хор__
у деревн__
в пол__
на тройк__
в природ__
на топол__
в воздух__
к проруб__
на сирен__
по площад__
к кроват__
над долин__
о черёмух__
к местност__
к пристан__
на крыш__
от ёлк__
у изгород__
по рощ__
от коробк__
в неб__
у бабушк__
с дорог__
по тропинк__
на линейк__
в апрел__
к середин__
в пустын__
на площадк__
в воздух__
по дорожк__
в квартир__
в болот__
под дерев__
о черёмух__
на кочк__
в дом__
к свобод__
из палатк__
за верхушк__
на речк__
в обрыв__
в лодк__
в книг__
над треугольник__
о сирен__
к сирен__
о журнал__
на пристан__
на верхушк__
над месяц__
в деревн__
на ел__
на лайнер__
в Сибир__
на крыш__

К-4
К-5
К-6
под орех__
на Волг__
к бабушк__
на кедр__
от избушк__
на улиц__
от веточк__
к чащ__
от алле__
к веточк__
к пустын__
в тетрадк__
от кочк__
на машин__
от сторожк__
к опушк__
к осин__
на местност__
к лестниц__
от берёзк__
на зелен__
на воротник__
к библиотек__
к дач__
к ёлк__
к деревн__
от капл__
к избушк__
к ловушк__
по математик__
у Серёж__
у Кол__
на травк__
по тропинк__
к пещер__
из земляник__
в тетрад__
на лодк__
от вырубк__
к рощ__
за трактор__
на ослик__
с крыш__
на грозд__
на ладон__
в хво__
в тетрад__
на скатерт__
в ущель__
из стал__
по дорожк__
у дяд__
в мор__
на парад__
в беседк__
на площад__
в чащ__
от двер__
на поверхност__
по тропинк__

 Итоговый тест. Проверка изученного за 1 четверть
1. Однородные члены предложения могут быть:
А)  только главными членами
Б)  только второстепенными членами
В) и главными и второстепенными членами
2. Второстепенными членами предложения являются:
А) прилагательное и наречие
Б) подлежащее и сказуемое
В) определение и дополнение
3.  В каком предложении однородные члены выделены верно:
А) Далёкое солнце садилось за горизонт и прощалось до утра.                                            
Б)  Далёкое солнце садилось за горизонт и прощалось до утра.
В) Далёкое солнце садилось за горизонт и прощалось до утра.
4. Определи падеж существительного: по мосту
А) В.п
Б) Р.п
В) Д.п
5.  Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы:
А) кем? чем?
Б) кто? что?
В) какой? какая?
6.  Найди существительное мужского рода:
А)  тишь
Б)  лыжи
В)  товарищ
7. Закончи высказывание.
Второстепенные члены предложения, которые показывают, где, когда, каким образом происходит действие, называются _______
8.  Составь схему к предложению.
Хвостом лиса заметает следы на снегу.
9. Закончи высказывание.
 Предложения, в которых одна грамматическая основа, называются ____________

Тест "Однородные члены предложения"
1вариант.
1. Прочитай. Впиши слова.
Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются __________________________________ подлежащими.
Два или несколько сказуемых при одном подлежащем называются __________________________________ сказуемыми.
2. Определи, какое утверждение верно.
а) Однородными могут быть только главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
б) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
в) Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения
3. Найдите предложение с однородными подлежащими.
а). Зеленая крона деревьев укрывает птиц, жуков, бабочек.
б). Старый дуб навещали синицы, поползни и пищухи.
в). Цапли живут на болотах и озерах.
4. Расставьте знаки препинания.

Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет выскакивает на берег.

5. Вставьте подходящие по смыслу союзы, где нужно запятые.
Ветер по морю гуляет … кораблик подгоняет.
Не красна изба углами … красна пирогами.


2 вариант
1. Прочитай . Впиши слова.
Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются __________________________________ подлежащими.
Два или несколько сказуемых при одном подлежащем называются __________________________________ сказуемыми.

2. Определи, какое утверждение верно.
а) Однородными могут быть только главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
б) Однородными могут быть только второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
в) Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения
3. Найдите предложение с однородными подлежащими.
а). Пушистый снег укрыл деревья и дома.
б). В лесу мы собирали ягоды и грибы.
в). В ранце лежат книги и тетради.
4. Расставьте знаки препинания.
Медведь за лето отъелся приготовил берлогу.
5. Вставьте подходящие по смыслу союзы, где нужно запятые.
Терпение … труд – всё перетрут.
Зимой земля отдыхает … весной расцветает.


Тест «Повторение»




  1. В какой из строчек все слова построены по схеме 

А)  преграда, походы, заморский                       Б)  повороты, перегоны, посадка
В)  доплата, заезды, полесье                              Г)  пригород, самолет, дошкольный

  1. В какой из строчек во всех словах пропущена гласная  Е

А) р…ка, л…сник, ож…вают            Б) пт…нец , м…ста , л…чить
В) ст…на, б…готня, п…щат             Г) в…сло, к…но, з…ма

  1. В какой из строчек во всех словах пропущена гласная  О

А) см…ла,  р…са, кр…я                    Б) с…лить, р…дник, сп…сение
В) к…сить, скв…рец, г…стинец      Г) к….ра, к….ток, к….русель

  1. В какой из строчек во всех словах пропущена согласная Ж

А) Пичу…ка, пробе…ка,  теле…ка         Б) стру…ка, подру…ка, пта…ка
В) коври…ка, доро…ка, бро…ка            Г) обло…ка, ко…ка, засте…ка

  1. В какой из строчек во всех словах пропущена согласная Т

А) запла…ка, гиган…ский, запас…ной                Б) пакос…ный, ус…ный, оста…ки
В) агенс…во, облас…ной, боро…ка                    Г) счас...ье, оса…ки, тетра…ки

6.      В какой из строчек во всех словах пропущена гласная И

А) л…сток, скр…петь, гр…бы                         Б) об…жать, т…шина, л…нивый
В) св…стеть, м…ровой, т…плеет                   Г) л…вень, з…рно, зач…т

7.      В какой из строчек во всех словах пропущена гласная А

А) гр…чата, м…лютка, в…лчата                    Б) с…довник, ж…ра, ст…ловая
В) оп…дают, д…вно, пос…дили                    Г) м…чта, м…ллюск, м…лахит

8.      В какой из строчек во всех словах пропущена согласная З

А) бли…кий, блу…ка, реди…ка                Б) повя…ка, выре…ка, ки…ка
В) сколь…ский, подска…ка, ре…кий        Г) …десь, по…адка, ми…ка

9.      В какой из строчек во всех словах пропущена согласная Д

А) лоша…ка, поз…ний, крова…ка            Б) звез…ный, наез…ник, гла…кий
В) заря…ка, громоз…кий, шу…ка            Г) ло…ка, су…ки, се…ка

10.  Что такое имя существительное?

А) Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»
Б) Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Кто?» «Что?»
В) Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «Кто?» «Что?»
Г) Имя сущ. – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Какой?» «Какая?»



11.  На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

А) «Что делать?» «Что сделать?»                      Б) «Что делаешь?» «Что сделаешь?»
В) «Что делал?» «Что сделал?»                         Г) «Что сделаю?» «Что буду делать?»

12.  На какие вопросы отвечает существительное в родительном падеже?

А) Кого? Чего?                               Б) Кому? Чему?
В) Кем? Чем?                                  Г) О ком? О чем?

13.  В каком из словосочетаний сущ. мужского рода стоит в творительном падеже?

А) Спрятаться за тучей                   Б) Разговаривать с отцом
В) В еловом лесу                             Г) Пасти корову

14.  В каком из имен сущ. не нужен мягкий знак?

А) дрож…                   Б) экипа…
В) гореч…                   Г) мыш…

15.  В каком из предложений есть прилагательное женского рода?

А) Жаркое солнце сушит траву                                              Б) Поезд подошел к огромному мосту
В) На прохожей дороге и трава не растет                              Г) Сильный дождь идет с утра

16.  В каком из предложений сказуемое выражено глаголом в настоящем времени?

А) Этой осенью стоит чудесная погода                        Б) Стояло раннее осеннее утро
В) Скоро деревья сменят свой наряд                             Г) Мы всем классом ездили в зоопарк

17.  В какой из строчек пишутся сущ. с суффиксом «ек»?

А) песоч…к, огонеч…к, замоч…к                           Б) мост…к, луч…к, платоч…к
В) мелоч…к, мороз…ц, дожд…к                             Г) корабл…к, ореш…к, звоноч…к

18.  В какой из строчек пишется разделительный твердый знак?

А) в…юга, об…ятия, в…юн                                  Б) об…яснил, под…езд, с…едобный
В) с…ехал, л…ется, печен…е                               Г) грозд…я, сем…я, об…ем

19.  В какой из строчек пишется разделительный мягкий знак?

А) раз…яренный, ин…екция, в…юн                      Б) сем…я, солов…и, плат…е
В) об…едки, колос…я, с…едают                           Г) под…ем, сер…езный, под…емный

20.  В какой из строчек пишется З на конце приставок?

А) бе…покойство, ра…катать, бе…работица               Б) ра…думать, бе…правие, бе…делье
В) ра…пахать, ра…говор, ра…крутить                         Г) ра…гладить, и…жарить, ра…бросать
Повторение изученного  за 3 класс
Тест "Состав слова. Повторение."

Выполните тест по русскому языку

Определи падеж существительного игра "корзины"
имя существительное тест
Мягкий знак на конце существительных
К данным словам подберите синонимы(одинаковые по смыслу слова).